Продажа бизнеса в Украине. Грамотный подход к своему делу! Часть 1

08.09.2021

Что касается процесса продажи компании, который определенно зависит от формы собственности, все достаточно прозрачно. Однако в процессе покупки, продажи и предварительной подготовки - есть ряд общих шагов. Стандартной схемы продажи готовых «ООО» нет, но зато есть определенный алгоритм действий, которого юридические стороны придерживаются на практике.

Составляющими алгоритма продаж для готовых «ООО» являются: собственник решает, продавать ли; оценка бизнеса для продажи; предпродажная подготовка; прямая продажа; далее - заключение сделки и окончательный расчет. Эксперты говорят, что «оценка - это самый сложный и длительный процесс». Даже найти покупателя намного проще.

Чтобы облегчить процесс покупки и продажи активов, как для продавца, так и для покупателя - при проведении аудита и заключении сделки (т.е. при выполнении всех необходимых процедур) необходимо учитывать конструктивные особенности. Каждый шаг при продаже готового «ООО» представляет собой определенный риск, как чисто юридического, так и коммерческого характера. Очевидно, что покупка или продажа бизнеса - это отдельный, сложный и независимый процесс.

Чтобы максимально обезопасить «собственное дело» от ошибок, нужно обратиться к профессиональным консультантам и экспертам, которые при большом опыте значительно снизят риски. Во всех процедурах, будь то покупка или продажа готового «ООО», специалисты «сопровождают» стороны от начала до конца, то есть до момента совершения сделки. А предприниматели, купившие компанию через услуги «людей, разбирающихся в своем деле», всегда будут довольны.

Развитие бизнеса также зависит от индивидуальных навыков ведущих предпринимателей. Это означает, что успех в малых и средних компаниях часто является заслугой собственника. Это направление будет развиваться и дальше. Ведь хороший бизнес должен работать «как часы»!

Разговор о продаже готового «ООО», пожалуй, стоит начать с объяснения значение слова «бизнес»? Бизнес - это специально организованная комбинация активов, будь то коллективные или материальные.

С теоретической точки зрения компания означает сложную систему, состоящую из субъектов (как владельцев, так и менеджмента), прав (на саму деятельность и на активы) и активов (материальных и нематериальных). С практической точки зрения, предпринимательство включает: действующие предприятия; готовый "ООО"; пакеты акций; капитал всех акционеров; право участия в инвестиционных контрактах; другие активы, которые можно разделить на отдельные активы.

Действительно готовые «ООО» имеют как материальные, так и нематериальные активы, тогда возникает вопрос - как правильно оценить предпродажную стоимость, ведь все активы, которые задействованы в деятельности готового «ООО», должны быть проданы?

Нематериальные активы готовых «ООО» оцениваются в соответствии со стандартами: если их можно идентифицировать, то есть «принять» как материальные активы; и если их невозможно идентифицировать по документам - например, это: репутация компании; установленные связи; контакты на рынке продаж и т. д. - тогда их стоимость будет включена в потоки доходов, генерируемых компанией. Таким образом, репутацию фирмы можно оценить только по чистой прибыли. На стоимость также может влиять количество клиентов, которые обращаются в компанию.